Кому нужен русский язык?

6 июня – Пушкинский день России и День русского языка. Главной достопримечательностью нашей страны являются вовсе не памятники истории и архитектуры, необыкновенно красивая природа или самобытная культура многонационального населения. Главная достопримечательность – это наша речь. Ценность «великого и могучего» – в его богатстве и речевом разнообразии, в присутствии слов и выражений, аналогов которым нет ни в одном другом языке планеты.

Изображение

Не учёба – игра

– Бабушка! Ты много лет проработала в школе с детьми. Как думаешь, можно научить ребёнка грамотно говорить и писать по-русски, не мучая его до бесконечности правилами грамматики? Всеми этими «жи»-«ши»?

– Русский язык относится к числу наиболее трудно изучаемых. Правил в нём до бесконечности много. Чтобы овладеть им в достаточной мере, русский язык нужно научиться чувствовать, уважать, любить…

– Почему ты говоришь «в достаточной», а не «в полной мере»?

– Потому что овладеть в полной мере русским языком невозможно, к этому можно только стремиться! Взять хотя бы словообразование – русскому языку нет равных в мире. Я имею в виду, прежде всего, так не любимые многими школьниками суффиксы. Ты, например, как называешь свою дочь?

– Ну, «Наташа», «дочка», «Наташенька», «доченька»…

– А ещё «Ната», «Натка», «Натуся», «Натуля», «Наташка». Так можно преобразовывать бесконечное множество русских слов! Ни в одном языке земного шара такого не встретишь!

– А ведь так можно играть с детьми! Мне самой понравилось! «Дерево», «деревце», «древо», «древесина»… Погоди! А деревня? Она от дерева, получается, происходит?

– Конечно! С ребятишками обязательно нужно играть в слова. Интересно в таких играх даже с компьютером посоревноваться. Окажется, что он не самый лучший знаток русского языка!

Чисто-писание

– Что касается грамотности, то в первую очередь нужно воспитать в ребёнке внимательность. Внимательным человек становится, когда ему интересно, когда он хочет сделать что-то хорошо, качественно, красиво. Советую всем родителям попытаться убедить школьника, что без помарок и исправлений написанная им страница красива, приятна для глаз ему самому. Согласится – уже хорошо. Далее следует подбадривать, подхваливать: «Можешь, если захочешь!».

Ругать бесполезно. Надо, чтобы сам школьник захотел писать красиво, аккуратно, без помарок. Потом начинается долгая игра в учителя с самим собой. Берётся красивая чистая тетрадь. Любимая книжка, сказка, стихи, фантастика, комикс – неважно! Начинается осмысленное переписывание в тетрадь текста без ошибок. Главное, чтобы у школьника было хорошее настроение и желание.

Ошибки, конечно, будут. Дело взрослых проверить страницу, указав (внизу карандашом) – сколько. Не подчеркивая, не исправляя. Ошибки пусть ищет сам, сверяя с текстом, затем, если есть желание, переписывает страницу заново. И так неделя за неделей, месяц за месяцем. Не сразу, но результат будет обязательно, внимание повысится. Появится грамотность, которую называют зрительной, автоматической, механической, глаза сами будут видеть ошибку, неправильно написанное слово будет казаться некрасивым, рука не позволит писать слово неграмотно.

Точка, точка, запятая…

– Вопросы пунктуации в рамках школьной программы сложнее. Помню, как в школьной юности я позволяла себе вольность в виде споров с учителем литературы, которая вечно придиралась к моим запятым в сочинениях. Якобы они были поставлены не там, где следует. Получив очередную, несправедливую с моей точки зрения, оценку, я принесла в класс томик любимого мною на тот период раннего Максима Горького, принародно спросив, как учитель объяснит ту или иную запятую автора с точки зрения правил русского языка.

– И что услышала в ответ?

– Когда будешь знаменита как Горький, получишь право на авторские знаки препинания!

– Обижалась?

– Нет! Училась писать, сочинять! В советской школе нам приходилось часто писать сочинения – и в классе, и дома – на самые разные темы. Как-то в школьном музее мне довелось пересмотреть стопку лучших конкурсных сочинений за 1965 г. Фамилии учеников на обложках тетрадей не было. Выбрала сочинение, темой которого был образ Демона, его вольнолюбие. Лермонтовым, как и Горьким, я зачитывалась в юности. Читаю и думаю: «Неплохо для ученика средней школы тема раскрыта!». Дошла до последней страницы текста – а там моя фамилия стоит!

Берегите душу

– Жаль, что в современной школе не учили так долго писать сочинения. Это очень повлияло на уровень грамотности молодёжи.

– Не только грамотности. Это повлияло на уровень отношения к русскому языку. Язык – душа народа, основа его культуры. Обучаясь английскому, мы забыли величие и мощь русского. В последние десятилетия русский язык – основа нашей жизни – все более загрязняется, искажается, опошляется, уродуется. С каждым годом становится всё более ясно, как далеко мы уходим от основы основ своего духа, своей культуры. Смена языка для народа – это катастрофа, к сожалению, не все взрослые это понимают. А молодёжь, уходя в своём сленге всё дальше от настоящего русского языка, легко может потерять не только историю, но и будущее.

Валентина ЕВДОКИМОВА