Смартфон в детский сад: оно нам надо?

Наличием смартфонов сейчас никого не удивишь. В наше время дети сызмальства умеют обращаться с различными гаджетами. Удивительно вот что: с какой скоростью движется прогресс, с таким же упорством представители старшего поколения пытаются остановить внедрение подобной техники в жизнь детей.

Изображение
Изображение
Мама одного из балаковских малышей пожаловалась в администрацию детского сада на то, что её пятилетний ребёнок в смартфоне девочки-одногруппницы увидел страшные картинки: это была одна из современных игр, которую можно легко закачать в свой телефон. Со слов мамы, малыш стал бояться оставаться один в комнате, ходить в туалет, жалуется на ночные кошмары, рисует страшные рисунки.

Такое мнение поддержали и мамы других малышей этой группы: кто-то заметил у своего ребёнка такие же симптомы, а кто-то пожаловался, что из-за телефонов у их ребёнка начинается истерика: мол, почему другим можно брать смартфон в сад, а мне нельзя?

Ребёнок вашей покорной слуги посещает эту же группу детского сада. Но никогда разговор даже не заходил о телефоне. На мой вопрос: «Видела ли ты у кого-то телефон, не испугало ли что-то тебя?» – дочь ответила: «Да, у некоторых есть телефон (перечислила поимённо. – А.К.), но мне это неинтересно, я играю». На этом наш диалог относительно данной проблемы был завершён. Однако знакомые, работающие в различных детских садах, подтверждают: всё чаще родители позволяют чаду брать с собой в группу мобильник. И я задумалась: а действительно, как быть? В принципе, телефон – это такая же личная вещь, как и игрушка, и запрещать её носить с собой, наверняка, не очень юридически грамотно. С другой стороны, действительно, ребёнок может зайти на любые сайты (в том числе… ну, вы понимаете). Как быть в данной ситуации? Поинтересовалась у экспертов.

Любовь Бесшапошникова, председатель комитета образования администрации Балаковского района:

– Если честно, впервые слышу о такой проблеме именно в детских садах. Мы в школах достаточно давно боремся с таким явлением, как мобильные телефоны. Есть такая задумка: ввести камеры хранения для подобных ценных вещей в школах, чтобы дети не отвлекались во время уроков. Но здесь хотя бы можно объяснить наличие гаджетов у детей – связь с родителями. Хотя для этих целей достаточно самого простого кнопочного телефона. А уж в детских садах, где идёт, так сказать, передача ребёнка «из рук в руки», я вообще не понимаю, зачем он нужен. В садах такая насыщенная программа, что детям, по идее, просто не должно хватать времени на телефон. Нет, безусловно, есть свободное время для игр, но это время предназначено для живого общения, подвижных игр и т. п. Если родители просто хотят потешить свои амбиции или потакают ребёнку, думаю, это не самое лучшее решение. Вообще согласно СНиПам ребёнок должен проводить у экрана – любого, прошу заметить, – не более 15 минут. Думаю, это дети делают дома. А если ещё и в саду смотреть в экран – это слишком. Тем более, что неизвестно, как излучения от мобильного телефона, качество изображения, звук и прочие факторы влияют на неокрепший детский организм.

Ну и, наконец, смартфон – это дорогостоящая вещь. Если ребёнок потеряет или испортит телефон в саду, скорее всего, родители спросят за это с воспитателя.

Вы затронули очень интересную тему, мы задумаемся над тем, какие меры можно предпринять. Ну, а пока я рассчитываю только на здравый смысл родителей.

Елена Копшева, психолог высшей категории:

– В данной ситуации скажу так: мама правильно сделала, что обратила внимание, но она несколько неверно обозначила угол ответственности. Ужас и страх игра вызвала у одних детей, на других эта игра никак не повлияла, третьим и вовсе такие игры неинтересны. Тут нужно искать причину, почему ребёнок так болезненно отреагировал на увиденное.

Во-первых, это могут быть неврологические проблемы. Для возраста 5–6 лет такое явление не норма, но, возможно, ребёнок стоял на учёте у невролога. И не мешало бы снова к нему наведаться.

Во-вторых, к такой реакции может привести атмосфера, царящая в семье: недопонимание и т. п.

В-третьих, и, вероятнее всего, это именно тот случай, когда мы имеем дело с гиперопекой. То есть ребёнка настолько сильно контролируют, настолько загоняют в рамки хорошего/плохого, дозволенного/недозволенного, что малыш при любом удобном случае, когда родителей нет рядом, хочет заполучить то, чего он не видит, что ему запрещено. Им всё интересно. Но раз запрещено, значит, опасно, делает вывод ребёнок. Имеет значение и психотип. Если ребёнок холерик, или, тем более, меланхолик, увиденное может произвести на него настолько сильное впечатление, что он сначала будет бояться увиденного образа, потом этот образ ему будет чудиться в темноте, после ребёнок припишет к образу какой-либо звук… Дальше – больше.

Но даже если администрация запретит всем детям смартфоны, от этого из жизни гаджеты никуда не исчезнут. Ребёнок может увидеть их во дворе, в гостях, на тренировках… От внешнего мира ребёнка защитить невозможно. Если только изолировать, но там начнутся другие проблемы…

Мамам с подобными проблемами у детей я бы посоветовала обратиться к психологу: такие «травмы» снимаются за одно-два посещения. Так, в моей практике был случай, когда 5-летняя девочка осталась ночевать у бабушки с дедушкой и посмотрела вместе с ними фильм «Пиковая дама». Потом ей стали чудиться образы призрака из кино. Буквально за одно занятие мы сняли синдром. Главное понять, что такая возбудимость ненормальна и найти корень проблемы.

Носить телефон в сад или нет? Отвечу как мама: у моих детей смартфонов нет, но по другим причинам. Постоянное «сидение» в гаджетах тормозит развитие, прежде всего, интеллектуальное. Постоянное мерцание экрана, разный уровень звука – всё это нарушает сон, повышает утомляемость. Они выбрали себе другие интересные занятия: вы сами можете своему ребёнку предоставить выбор занятия, не касающегося гаджетов.

А смартфон советовала бы отложить лет до 12. А там подростковый возраст… Получается, лет до 15. Стоит убедить ребёнка, что телефон – это прежде всего средство связи! Пусть воспринимает его именно так. И стоит научить ребёнка находить что-то интересное в жизни, а не по ту сторону экрана.

Анна Карпунина