Стареющие автобусы: насколько критична ситуация

В последнее время перевозчики стали всё чаще заявлять: необходимо повышать стоимость проезда на общественном транспорте, потому что топливо дорожает, за льготников им компенсируют лишь половину от реальной цены билета, а автопарк нужно на что-то содержать и обновлять. Действительно ли ситуация настолько критична? И как вообще обстоит дело с перевозкой пассажиров в Балакове?

Изображение

Идёт распад отрасли?

Проверки общественного транспорта, которые проводят сотрудники ГИБДД, показывают: большинство автобусов на самом деле нуждаются в ремонте. В ходе недавней проверки выявили несколько неисправных единиц транспорта, в результате чего были составлены административные протоколы.

– Перевозчики реально сейчас выживают, а потому не могут обновлять автобусные парки. Сейчас как получается: мы зарабатываем деньги на продаже билетов, их хватает на заправку транспорта топливом и на зарплаты. Затем мы ждём, когда придёт компенсация за льготников, эти средства идут на запчасти. На этом всё! Если бы сейчас нам за льготников платили 17 рублей, как положено, а не 8, то мы могли бы рассчитывать на эти деньги и в лизинг брали бы новые автобусы. Сейчас же получается, что идёт распад отрасли. Что есть – на том и возим, а ведь большинству автобусов уже около 10 лет, – говорит директор ООО «Арпо-Транс» Анатолий Безбородько.

Что и говорить: приобретение новых автобусов – событие редкое. К примеру, даже Балаковский пассажирский автокомбинат в этом году не приобрёл ни одной новой единицы транспорта.

Чёрный дым столбом не показатель

Каждое транспортное средство, осуществляющее перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах, проходит ежедневный предрейсовый и послерейсовый технический осмотры. Кроме того, два раза в год автобусы проходят техосмотр в специализированных лицензированных организациях с выдачей диагностических карт. Средний возраст подвижного состава составляет 7–8 лет.

– Балаковцы жалуются на то, что автобусы при движении выбрасывают чёрный дым. Хочется отметить, что наличие чёрного дыма из выхлопной системы не является основанием того, что транспортное средство неисправно, а только означает, что автобус оснащён дизельным двигателем, – поясняют в Управлении дорожного хозяйства и благоустройства.

Балаковский водитель: немолод, но опытен

Но не только из-за неисправностей случаются ЧП во время перевозки пассажиров, человеческий фактор тоже играет роль. Так, в конце июля пассажирка выпала из автобуса, и тот её переехал. Женщина серьёзно пострадала. А всё потому, что водитель не убедился в окончании посадки – ослабил внимание. Собственно, это происшествие и повлекло за собой последнюю проверку общественного транспорта.

– Средний возраст водителей предприятия варьируется в пределах 45–55 лет. Стаж вождения у каждого – от 10 до 25 лет. Ежегодно каждый водитель проходит обучение (повышение квалификации) по специальной программе в специализированной организации, – рассказывает и.о. директора МУП «БЭТ» Александр Картенёв.

Во время пути все пассажиры общественного транспорта застрахованы. Стоимость страхования пассажиров зависит от вместимости салона автобуса и составляет от 7 до 10 тыс. рублей. И справедливости ради стоит отметить, что происшествия на автобусах в Балакове происходят довольно редко: судя по всему, большой опыт работы у водите-лей сводит вероятность ЧП к минимуму.

Один автобус = 100 тысяч «билетников»

Ежемесячно реализуется около 25 тысяч единых социальных проездных билетов. Согласно информации, полученной от перевозчиков, в среднем в месяц все пять организаций перевозят 1 миллион 780 тысяч человек и один миллион льготных пассажиров, то есть соотношение – один к двум. То есть в принципе половина пассажиров – «билетники», которые покупают талоны за полную стоимость.

Кстати, мы подсчитали, что для того, чтобы купить новый «пазик» примерно за 1 миллион 700 тысяч рублей, необходимо перевезти 100 тысяч пассажиров. В принципе, при указанных объёмах перевозки можно выделить необходимую сумму на приобретение автобуса. Весь парк, конечно, за один раз обновить не получится, но постепенно это сделать вполне возможно. Так, может, не всё так плохо в отрасли?

Надежда Бобалова