Борьба за право учиться

Мама ребёнка-инвалида с трудом отстояла право своей дочки на обучение в обычной школе. Ходить на занятия в классе девочке порекомендовали врачи, но руководитель образовательного учреждения почему-то испугался, что в его школе будет учиться особенный ребёнок. И самое необъяснимое, что против инклюзивного обучения оказались и педагог, и родители одноклассников девочки. И если вы думаете, что эта история произошла не в нашем городе, вы ошибаетесь.

Изображение

Долгожданный учебный год

Виктория Безгина делает всё, что нужно для развития её особого ребёнка. Маша учится в четвёртом классе, вполне успевает по многим предметам, прекрасно знает английский язык. До третьего класса девочка училась дома, к ней приходили педагоги-предметники, но на праздники она иногда приходила в свою школу №13. Одноклассники с Машей дружат, гуляют в одном дворе, поэтому были рады, когда её перевели на очное обучение.

– Ребята встретили меня нормально, обнимали и говорили: «Мы так рады, что ты теперь с нами будешь учиться». Я этому тоже рада. На уроках мне понравилось, я отвечала на вопросы учителя, – делится впечатлениями о первом школьном дне Маша.

Маме вход воспрещён

Однако её мама Виктория не так оптимистично смотрит на ситуацию.

– Ещё в прошлом учебном году наш педагог говорил: «Не надо выходить на очное обучение». Но я вижу, что Маше необходимо учиться в классе, с детьми, и это подтверждают письменные рекомендации врачей, – рассказывает Виктория. – В августе я принесла в школу все необходимые справки, и в сентябре отправились на уроки.

Согласно прописанному плану реабилитации Маша должна находиться на уроках с сопровождающим. У девочки нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, поэтому она с трудом ходит, ей нужно помогать усесться за парту. Понятно, что школа не может предоставить такого специалиста, поэтому роль сопровождающего выполняет мама. Судя по всему, классный руководитель был против, чтобы родитель находился постоянно в классе.

Инвалиду в классе не место?

– На второй день нашего обучения меня из класса вызвали родители. Несколько взрослых человек пытались мне доказать, что ребёнку-инвалиду не место в их классе! Я была в шоке! Они заявили, что остальные дети негативно относятся к Маше и что моя дочь мешает им учиться. Непонятно, как они смогли сделать такие выводы, если это был второй день учёбы, – недоумевает Виктория. – В речах этих недовольных родителей я слышала фразы нашей классной руководительницы и поняла, откуда ветер дует.

Виктория не стала спорить с остальными мамами, а просто сказала: «Ваше право пожаловаться директору, если есть какие-то претензии». И родители пошли к руководителю образовательного учреждения Евгению Паку. Тот встал на сторону… жалобщиков.

– Я была в недоумении: как можно отказать в возможности посещать уроки ребёнку-инвалиду? И ладно бы Маша была действительно отстающей или имела проблемы с умственным развитием. Но у неё нарушения опорно-двигательного аппарата, и ей нужно социализироваться, общаться со сверстниками. Ещё один странный момент: в комитете образования почему-то тоже поддержали действия директора, – говорит Виктория.

Попытка сгладить ситуацию

После этого скандала Виктория предупредила учителя: «Я буду отстаивать право своего ребёнка на обучение в школе». Мама временно перестала водить Машу на уроки, но начала действовать. И сначала она обратилась в СМИ.

– После того как я обратилась в прессу, свою позицию по нашему вопросу озвучил даже депутат Государственной Думы Николай Панков. Он в своём интервью назвал ситуацию чудовищной. И только после этого мне позвонила председатель комитета образования Любовь Бесшапошникова, как будто проблема возникла пять минут назад. Любовь Васильевна сказала, что не знала об этой ситуации и что никаких проблем с очным обучением не должно быть. Но я не верю этим обещаниям, потому что это похоже на попытку сгладить ситуацию, но не решить проблему, – отметила Виктория.

На контроле прокуратуры

Уже после общения с председателем комитета образования Виктория Безгина отправилась на встречу с главой БМР Александром Соловьёвым. Там же присутствовал и представитель прокуратуры, который сразу же взял на контроль неприятную ситуацию. А глава района заявил, что проблему необходимо решить в кратчайшие сроки.

Кстати, на этой неделе Маша снова пошла в школу, и этому рады и она, и её одноклассники. Непонятно одно: почему образовательная система отказывалась принять особого ребёнка, ведь у нас сейчас так много говорят об инклюзивном обучении. И что это за родители, которые высказывались против того, чтобы жизнерадостная и умненькая Маша училась в классе?

Мария ЛЕСНИКОВА