В стране отмечается рост количества аварий с участием пассажирского автотранспорта. В связи с этим выявление нарушений требований безопасности при оказании услуг пассажирских автоперевозок на предприятиях-перевозчиках в случае ДТП теперь будет проходить с участием следователей областных следственных комитетов. Поводов для таких проверок междугородних перевозчиков в нашем городе, слава Богу, нет. Но мы всё же попробовали разобраться: так ли безопасны автобусные путешествия для балаковцев.

Изображение
Изображение

От Балаковского пассажирского автокомбината на междугородние рейсы выходят 7 автобусов большой вместимости и 20 микроравтобусов. Их маршруты связывают Балаково с Вольском, Саратовом, Сызранью, Ульяновском, Самарой и Тольятти. Директор БПАК Кирилл Лаврентьев отмечает, что все автобусы предприятия снабжены системой навигации ГЛОНАСС, что позволяет отслеживать их движение в режиме реального времени.

Обслуживание осуществляется в соответствии с допуском на маршруты по итогам выигранного конкурса, проводимого министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Это значит, что весь транспорт соответствует требованиям междугородних перевозок: залицензирован, оборудован ремнями безопасности, оснащён системой навигации и тахографами – приборами, позволяющими контролировать параметры движения автобуса и режим труда и отдыха водителя. В автобусах Балаковского ПАК стоят электронные тахографы. Установка одного такого обходится предприятию в 47–50 тысяч рублей.

– У каждого водителя есть индивидуальная карточка, которую перед выездом он вставляет в тахограф, – поясняет Кирилл Лаврентьев. – Все автобусы и пассажиры застрахованы, на междугородние рейсы выезжают специально обученные водители. При выезде на маршрут и по возвращении они проходят обязательный медицинский контроль, а автобусы – технический осмотр. Кроме того, при отправлении с автовокзалов в городах, куда выезжают наши автобусы, водители и автобусы проходят дополнительный предрейсовый медицинский и технический контроль.

Требования безопасности междугородних пассажироперевозок БПАК соблюдает в полной мере, заверяет директор. Отсутствие ДТП за последнее время этому подтверждение. Но есть фирмы, которые зашли на рынок междугородних пассажироперевозок не со стороны регулярных рейсовых маршрутов. Одна из таких фирм полтора месяца назад появилась в Балакове.

– Всем пассажирам хотелось бы напомнить, что самое дорогое у человека – это жизнь, поэтому не стоит доверять её первому встречному перевозчику. Доверьтесь профессионалам, – бьёт тревогу директор Балаковского пассажирского автокомбината.

Действительно, от железнодорожного вокзала отходят автобусы компании «Ной» в направлении Балаково – Вольск – Саратов. Каким же образом на междугородних пассажироперевозках, осуществляемых Балаковским автокомбинатом, выигравшим конкурс в областном министерстве транспорта, появился конкурент? С этим вопросом мы обратились к заместителю генерального директора компании «Ной» Олегу Чернышеву.

– У нас вид деятельности называется «Заказные пассажирские перевозки». Оформляя наряд-заказ, мы автоматически заключаем договор фрахтования между перевозчиком и пассажиром. Вместо билета пассажиру выдаётся именной талон, в котором обозначены дата и время отправления, пункт назначения. Этот талон на время поездки выполняет функцию страхового полиса. А наряд-заказ мы оформляем в ТПУ – транспортном пересадочном пункте. Таким образом, наши пассажиры в другой город едут фактически на заказном автобусе, – объясняет Олег Чернышев.

На рынке пассажирских перевозок компания «Ной» работает девятый год. В различных населённых пунктах области у компании 20 ТПУ – это стоящие обособленно от касс автовокзала строения ларёчного типа. На балаковский рынок компания зашла по уже хорошо наработанной схеме. В компании поясняют, что безопасность людей при коммерческих перевозках является их обязательным условием, поэтому пассажиры и автобусы этой компании застрахованы. Предрейсовый техосмотр транспорта и медосмотр водителей проводится на базе МУП «Балаковоэлектро-транс», с которым заключён соответствующий договор, в областном центре – на базе Саратовского автобусного парка.

– У нас в компании есть ещё подразделение внутреннего контроля. Контролёр может появиться в любой момент и в любом месте, водители это знают. Он проверяет внешний вид водителя, наличие путевого листа, смотрит, чтобы не было безбилетных пассажиров, – поясняет заместитель генерального директора компании Олег Чернышев.

Пассажироперевозки компания осуществляет в основном микроавтобусами. Кресла в них снабжены ремнями безопасности. Режим труда и отдыха водителей контролируется тахографами. Если компания привлекает перевозчика по агентскому договору, то, как утверждает Олег Чернышев, первостепенным является условие, чтобы транспорт соответствовал требованиям безопасности.

И нет ничего противозаконного в том, что на междугородних линиях есть заказные пассажирские перевозки, заверил нас начальник управления по развитию транспортного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства области Пётр Пестичев, к которому мы обратились за комментарием. Отсюда следует, что благодаря конкуренции у балаковцев расширился выбор, на каком автобусе уехать в направлении Балаково – Вольск – Саратов. Ведь требования безопасности при пассажироперевозках на каждом из предприятий-перевозчиков соблюдаются в полной мере. По крайней мере, так утверждают их руководители.

Марина ВИКТОРОВА