Все новости

На поклон к преподобному Сергию

В рамках реализации проекта «Создание спортивно-патриотического клуба духовного воспитания «Пересвет» в декабре состоялась поездка группы воспитанников Воскресной школы «Вифлеем» г. Балаково в г. Сергиев Посад. Главной целью поездки было изучение опыта работы Негосударственного образовательного учреждения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Детский центр образования «Пересвет». И, конечно, паломничество.

Изображение

Балаково. Вокзал. До отправления поезда на Москву остаётся около получаса. Сегодня мы – делегация воспитанников Воскресной учебно-воспитательной группы «Вифлеем» (всего семеро человек) под руководством директора и руководителя проекта создания клуба «Пересвет» Павла Константиновича Соловьёва отправляемся в путешествие, к которому готовились с самого лета, в Сергиев Посад, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Фото на память у здания вокзала, проверка билетов, и вот мы уже располагаемся на полках уютного вагона. Прощальный гудок – и мы в пути. Ночь пролетает незаметно, за окнами уже пробегают первые московские кварталы, и какими же томительными кажутся минуты, пока состав еле-еле подползает к перрону Павелецкого вокзала. Несколько остановок в подземке, и вот мы уже на Ярославском вокзале, откуда на электричке едем в Сергиев Посад.

Немного поплутав по старинным улочкам, находим свою гостиницу «Вознесенская». Приятно впечатляет уют номера, необыкновенная чистота вокруг, мягкие постели, а также доброжелательность всего персонала. После обеда в трапезной дружно отправляемся осваивать территорию Лавры.

Описать красоту её многочисленных храмов невозможно – это надо увидеть. Мы посетили Трапезный храм, Успенский и Троицкий соборы, побывали у гробницы семьи Годуновых. С замиранием сердца приложились к мощам святого Сергия Радонежского.

Вскоре усталость с дороги и практически бессонная ночь дают о себе знать, и мы возвращаемся назад в гостиницу. Прямо под окнами нашего гостиничного номера пруд, в котором плавает много уток. Прикормленные хлебом, они с удовольствием встречают нас громким кряканьем.

На следующий день с самого утра отправляемся в Москву. Неспешно идём по Лубянке, слушая рассказ Павла Константиновича о том, какие секреты годами накапливались за серыми стенами официальных домов без названий с одними номерами. Удивляет чистота и общий облик города: красивые улицы, украшенные к новогодним праздникам, реставрируемые старинные здания, аккуратно закрытые декоративными сетками, строящиеся храмы, приветливые люди. В метро – идеальная чистота, интересный дизайн.

Сретенский монастырь на Большой Лубянке. На входе в храм буквально налетаем на известного актёра Дмитрия Певцова, однако попросить автограф не решаемся – уж очень усталым и отрешённым он выглядит. С Павлом Константиновичем спускаемся по ступеням вниз и попадаем в крипту собора, где хранится копия Туринской Плащаницы Христа Спасителя в натуральную величину (негатив и позитив). Полушёпотом он рассказывает о том, как на ткани появилось изображение Господа, какой путь пришлось проделать Плащанице, пока она не попала в Россию, чем отличается настоящая Плащаница от других изображений Христа. Ребята по очереди прикладываются к изображению в полный рост, а я ненадолго замираю около него, приложив к святыне обе ладони…

Красная площадь. Мы в самом сердце нашей Родины. Отмечаем, как много здесь иностранцев: организованные группы встречаются на каждом шагу, слышатся английский, французский, китайский и другие языки. Во время съёмки на фоне Кремля к нам присоединились вьетнамские туристы, вместе с которыми мы устроили дружескую фотосессию. Неописуемый восторг у ребят вызвала группа афроамериканцев, которые на фоне российских берёзок смотрелись достаточно экзотично. Вечный огонь с внушающим невольное почтение караулом, аллея Городов-героев, храм Христа Спасителя – всё откладывается на сердце памятью, которую хочется сохранить как можно дольше.

В воскресенье, 6 декабря, встаём в 6.30 и, отстояв Литургию, отправляемся на исповедь и причастие. Поражает количество молодёжи в храме. Молодые пары с маленькими детьми, юноши и девушки, ребятишки лет 14-ти. Хочется верить, что сегодняшнее поколение сумеет стереть чужестранное влияние, плотно въевшееся в наш теперешний образ жизни и кардинально разрушающее понятие об истинности Православной веры, о любви к Родине.

В обед нас ждал по-военному строгий приём в Негосударственном образовательном учреждении Свято-Троицкой Лавры – Центре военно-патриотического воспитания «Пересвет».

Ребята приняли участие в учебном процессе, испытали себя в строевой подготовке, девочки посетили урок рукоделия, уйдя с сувенирами, сделанными собственными руками. Несмотря на военный устав, взятый в Центре за основу, балаковцев приняли очень тепло как воспитанники, так и преподаватели. Пока наш руководитель Павел Соловьёв и директор Детского центра образования «Пересвет» протоиерей Дмитрий Болтрукевич обменивались опытом, ребята приняли участие в занятиях по Закону Божию, истории создания Свято-Троицкой Лавры, основам православной кухни и рукоделия. Особенно впечатлил их урок военной подготовки, на котором «пересветовцы» обучались навыкам обращения с автоматическим оружием на учебных образцах АК-74. Невольно обращаешь внимание на плакат в учебном классе со словами знаменитого полководца А.В. Суворова: «Мы русские, и всё одолеем». Тут вам и идея, и цель, и задачи клуба. За время, проведённое в стенах «Пересвета», ребята посмотрели фильм об Александре Невском. Фото на память, много тёплых слов, договоры о взаимном сотрудничестве и обещания непременно встретиться вновь.

Последний вечер в гостинице немного грустен. Сборы в обратную дорогу, упаковка вещей, закупка продуктов – всё проходит в привычном режиме, с соответствующей долей юмора и розыгрышами. Спать ложимся тихо, без привычных стягиваний чужого одеяла и напутственных шлепков подушками. Последняя ночь. Последние сны. Последние взгляды в окно на переливающуюся всеми цветами радуги Лавру.

Прощальный завтрак 7 декабря в трапезной. В ответ на громкое дружное «спасибо» работникам кухни получаем приглашение в гости. Привычно выстраиваемся в цепочку, уже умело обвешавшись сумками, дружно выдвигаемся в сторону вокзала. Не забываем попрощаться с утками, для которых мы набрали полный пакет хлеба. Кто бы мог подумать – птицы инстинктивно плывут за нами вслед, пока позволяет вода, а часть их даже забралась на склон. Прощальный дар делает нам и погода – в то время, как мы выходили с вокзала, на город буквально обрушился шквал ураганного ветра и ливень, сносящий все на своём пути. Минуты три город заслоняет стена дождя, а потом всё так же неожиданно успокаивается.

И вот мы на Павелецком вокзале. Выходим на перрон, угадывая, на какой путь прибудет наш поезд. Вот и он: Москва– Балаково. Минута, другая, и мы снова в пути. Как же не хочется уезжать! Сдружившись за эти дни, ребята стали настоящей маленькой семьёй. Всегда спокойная и рассудительная Катюша, добродушный и открытый для общения Тимофей, серьёзный по-взрослому Илья, заводной и неугомонный Арсений и такая же зажигалочка Настенька – наши ребята буквально повзрослели у нас на глазах, действительно напоминая родных братьев и сестёр.

Я не спала всю ночь. Нет, мне никто не мешал – просто хотелось запомнить это путешествие как можно детальнее, до последней минуты. И если несколько дней назад, когда мы только ехали в Сергиев Посад, мне хотелось одного – поскорее успокоить ребят и уснуть, то сейчас такого желания не было вообще.

Утро 8 декабря. Последние часы в поезде проходят в привычной весёлой суете. Вечерняя печаль отодвинулась ожиданием предстоящей встречи с мамами, папами, братишками и сестрёнками. Сенная, Вольск, Балаково. На перроне – наши родные и любимые. Объятия родителей, с ходу, взахлёб рассказы о своих приключениях… Мы – дома.

Вечер. Сижу в комнате, смотрю фотографии. Вспоминаю милые шалости наших детей, походы, переживания, ощущения… В руках один из сувениров – уменьшенный вариант большого колокола с лаврской звонницы, одного из старейших колоколов в России, имеющего собственное название – «Лебедь». Вспоминаю, как при его звуках начинала вибрировать земля под ногами, а мы с Ильёй удивлялись – как может устоять здание, выдерживающее столь мощную вибрацию?! Час за часом вспоминаю всё, что было. Была ли это обычная поездка? Конечно, нет. Оттуда не только я, все мы вернулись другими. И ещё тысячу раз мы скажем «спасибо» настоятелю храма Рождества Христова о. Николаю Бильчуку, благословившему нас в дорогу, и нашему руководителю Павлу Константиновичу Соловьёву, подарившему детям не просто путешествие по святым местам, а поездку в другой мир, так сроднившую нас.