Тональность произведения определяется по последней ноте, говорит Людмила в «Афинских вечерах». В этих словах сокрыты мудрость и глубокий смысл. В Балаковском ТЮЗе 20 ноября вечер был в мажоре, а нотой, определившей его задорный и весёлый лад, стало поздравление юбиляра – актрисы театра заслуженной артистки республики Казахстан Людмилы Бакаевой.

Изображение
Изображение

Искусство Мельпомены

С того момента, как на авансцене впервые закружились в объятиях герои «Афинских вечеров» Наташенька (Дарья Абоимова) и Антон (Максим Потапов), до появления Анны Павловны (Людмила Бакаева) прошло несколько вводных сцен. Зал встретил актрису аплодисментами.

По сюжету всё действо закручивается вокруг бабушки – Анны Павловны. Ещё до её появления актёры заочно знакомят зрителя с образом Людмилы Бакаевой и предрекают её скорый приезд. С появлением Анны Павловны спектакль оживает. Жизнь семейства завязана на воспитании отцом – музыкальным критиком Борисом Олеговичем (Олег Романовский) и матерью – Людмилой (Алла Ткач) дочери – многообещающей пианистки Наташеньки. Параллельно зритель, в отличие от родителей, узнаёт о том, что молодая девушка влюблена в начинающего композитора еврея Антона и… беременна от него. Нерешительность пары и намеченные отцом планы по воспитанию нарушает визит «любительницы острого фасончика» Анны Павловны. Бабушка вопреки Борису Олеговичу, который пытается поставить в пример её аристократическое воспитание Наташеньке, с удовольствием на расспросы о развлечениях рассказывает семье об афинских вечерах (тайных квартирных собраниях), которые были в моде у просвещённой молодёжи, о богемной молодости, «оргиазмах» (от слова оргии), самоубийствах, опиуме и забавах в русскую рулетку с заряженным револьвером! Такого от бабули никто не ожидал… Зритель, подготовленный к образу женщины «строгих нравов», ликовал и смехом встречал самые смелые реплики. Юмор, казалось бы, закончился, когда выяснилось, что аристократичность и свои достоинства бабушка смогла сохранить после 14 лет лагерей, а история её молодости трагична. Но тут опять неожиданный поворот – сцена, когда Анна Павловна в поддержку Наташеньки обращается к её отцу, ошарашенному от новости о беременности и жаждущего знать, «кто автор произведения». Героиня Людмилы Бакаевой называет уважаемого критика Бориса Олеговича «фраерок» и обещает его «скатать на валенки». Зал взрывается хохотом.

Тонкая, виртуозная игра Людмилы Бакаевой и её роль, именно «её», в её юбилей, делает спектакль по-настоящему праздничным. Сценография спектакля и речи актёров даже без звуков заставляют зрителя слышать музыку. С самого начала на сцене установлено фортепиано, развешаны стилизованные обрамления, а над головами действующих лиц возвышается портрет Моцарта.

Люсины слёзы

Анна Павловна в исполнении Людмилы Бакаевой – не просто роль. Этот образ несёт множество смыслов, но главный посыл – преемственность поколений. Отношения, связь на сцене и вне её крепче родственной, признают сами артисты. Ведущего мастера сцены Балаковского ТЮЗа Людмилу Бакаеву коллеги за кулисами трогательно называют Люся и подготовили для неё в этот день сюрприз. Актриса, сыгравшая более 200 ролей и насквозь прожжённая драмой, не смогла сдержать слёз. Братья по цеху разыграли весёлый поздравительный капустник. На сцену были спроецированы фотографии, иллюстрирующие жизнь Люси. Юбиляру наряду со всеми благодарностями пришла весточка из далёких лет, буквально из самого начала творческого пути Людмилы Бакаевой – письмо из Кустанайского русского драматического театра республики Казахстан. Того самого театра, на подмостки которого впервые в своей жизни вступила молодая и талантливая Люся. Последним аккордом стала любимая песня Людмилы Бакаевой в исполнении художественного руководителя Театра юного зрителя Максима Потапова. Переделанный «Виновник» Валерия Леонтьева из уст первого зрителя заставил вновь прослезиться виновницу торжества. Зал аплодировал стоя…

Лев СПЕРАНСКИЙ