Все новости

Алтайская круговерть-2016

Игорь Краснопёров – личность широко известная, причём как в сфере своей профессиональной, так и не профессиональной деятельности. Сегодня он рассказывает о своём очередном путешествии. Заядлый велопутешественник Игорь Краснопёров может надолго задуматься, мысленно отыскивая места на карте России и Европы, где он ещё не бывал вместе с друзьями и своим велосипедом. Летом 2016 года он вместе с компаньонами отправился не за границу, а на Алтай.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Начало

– Путешествие наше длилось 16 дней, за это время на велосипедах было пройдено 1150 километров, мы прошли путь от Бийска через Белуху, Купчегень, Чибит до Ортолыка. Верхняя точка – 1740 метров над уровнем моря. Прежде чем сесть на велосипеды и начать своё путешествие, мы преодолели три тысячи километров, доехав, скажем так, на перекладных до Бийска. И вот уже в Бийске мы собрали свои велосипеды, приготовившись наматывать километры по Алтаю. Наша команда – это Елена и Дмитрий Сурины, Алексей Самойлов и я. Кстати, в Бийске установлен памятный знак – нулевой километр Чуйского тракта. Примечательно, что местные жители совершенно не имеют о нём представления. После того как мы его отыскали, в буквальном смысле с нуля началось наше незабываемое путешествие по Чуйскому тракту и другим дорогам Алтайского края и Горно-Алтайской республики.

Первый перевал

Мы пересекаем реку Бию, а затем и Катунь. Чем дальше удаляешься от Бийска, тем меньше автомобилей попадается навстречу. К вечеру собирается дождь, и мы ищем место для ночёвки. В первый день путешествия наша команда преодолела 95 километров. Утром – первые проблемы: у Алексея ноги не хотят крутить педали, а у меня спустило колесо на велосипеде. Подкачиваем колесо и неторопливо выходим на дорогу, ведущую на перевал Комаринский. Пасмурно. Через несколько километров асфальт сменяется грунтом, это гравий вперемешку с песком и плотной глиной, практически не впитывающий воду. Алексею по-прежнему нехорошо. Подкрадываемся к перевалу, градиент растёт, начинается дождь, переходящий в ливень. Делаем тент, чтобы переждать дождь. А впереди спуск ещё более опасный и сложный, чем подъём. Дождь то прекращается, то вновь начинает накрапывать, и так уже до вечера. Добрались до Черги, чтобы остановиться в биокемпинге. Здесь можно переночевать, но вот такого удобства, как душ, нет. Завтра мы должны подобраться уже к серьёзному – Семинскому – перевалу.

Какая встреча!

– За три дня поездки мы ещё ни разу не встретили ни одного велопутешественника. Зато наше физическое состояние пришло в норму: мы, что называется, «вкатились». Ехать по Чуйскому тракту одно удовольствие: интенсивность движения невысокая, дорога хорошая, водители вежливые и объезжают нас всегда корректно, а местные жители доброжелательны и разговорчивы. Только утром четвёртого дня мы встретили первого велосипедиста. Он остановился, помахал нам рукой. Наш собеседник был из Харькова и намотал по дорогам уже более 10 тысяч километров.

Не так страшен подъём!

– Основной подъём на Семинский перевал составлял девять километров со средним градиентом 10 процентов. Дышим полной грудью, подъём равномерный, и это облегчает задачу.

Мы – наверху! Высота – 1717 метров. Это второй в этом походе и самый высокий за всё путешествие подъём. Во время прогулки перекинулись парой фраз с любопытствующими голландцами. Это был приятный подъём, но каждый, кто забирается на перевал, конечно, ожидает, каково будет на спуске. И мы летим вниз. Порой скорость достигает 60 км в час.

Только заканчивается спуск, начинает новый подъём. После 80 пройденных за день километров останавливаемся на ночёвку на берегу реки. Горные реки на Алтае очень холодные, поплавать удавалось лишь пару раз, и то если день был жарким.

Нас по-прежнему преследуют дожди. Из 16 дней поездки только 5 дней дождя не было.

Чеке-Таман – красивый самый

– Именно этот перевал обещал нам особые трудности. Мы начинаем своё восхождение, проходим один серпантин, другой, внизу открывается впечатляющая панорама алтайских хребтов. Может быть, из-за этого перевал нам сдаётся неожиданно быстро. На обратном пути мы ещё раз покорили перевал Чеке-Таман, после этого погуляли по рынку, который расположился на вершине. В первой же деревне у подножия нам встретился путешественник из Перми, а затем целый караван велосипедистов из Чехии. Ребята шли налегке с машиной сопровождения. В селе Иня повстречали семью из Норвегии, они держали путь в Монголию. Разворот в обратную сторону состоялся на восьмой день, мы были на высоте 1700 метров. Высокий Алтай: рядом проплывают заснеженные вершины гор, шумит река, а наш путь начинает обратный отсчёт.

Короткая дорога назад

– Самое ценное в путешествиях по Алтаю – природа и люди и ещё воздух. Он проникает в каждую клетку твоего организма, легко крутить педали, тебе всегда хватает сил на новый подъём.

На девятый день мы покидаем Чуйский тракт, и наш путь дальше проходит по дорогам западной части горного Алтая. Мы хотим прихватить ещё пару перевалов и посмотреть жизнь вне Чуйского тракта. Впереди – перевал Ябоганский, вновь дождичек, который смазал нам спуск. Чистый воздух, горы, и мы ещё не совсем представляем, что нас ждёт впереди, каков участок грунтовой дороги. А там грунт после дождя и перевал Келейский высотой более 1300 метров. Заходим на него промокшие, не скрывая удовлетворения, ведь это последний серьёзный перевал на нашем пути. А впереди – ещё два дня дождей, грунта. Велосипеды нещадно скрипят и жалуются на судьбу. За эти два дня проходим почти 100 км грунта, множество маленьких перевальчиков и «торчков» с градиентом более
12%, а местами и более 20%. Здесь дорога повторяет рельеф. Только выйдя на асфальтовое покрытие, мы выдохнули и осознали, что наше путешествие подходит к концу.

Последние три дня Алтай нам дарит солнце, приятный ветерок. Мы добрались до Бийска, чтобы разобрать велосипеды и отправиться на поезде обратно, домой.

Знакомство состоялось. Теперь мы имеем представление о том, что такое горный Алтай. Интереснейшие места Алтая не оставляют равнодушным, и эти горы не похожи ни на какие другие в мире.

Беседовала Наталья Ивлиева

Back to top button