На протяжении многих лет Балаковская атомная электростанция пользуется авторитетом как пилотная площадка для внедрения передовых технологий. Эти технологии затем широко применяются в отечественной атомной энергетике. Мы расскажем об инновациях, применяемых на Балаковской АЭС за прошедшие несколько лет.

Новое топливо экономит уран

Для всей отечественной атомной энергетики знаковым событием стала загрузка в реактор энергоблока № 3 Балаковской АЭС первых тепловыделяющих сборок с инновационным РЕМИКС-топливом. Этим событием отметился в истории Балаковской АЭС 2016 год. Так начался опытно-промышленный этап в использовании новейшего топлива для водо-водяных энергетических реакторов. Применение такого топлива позволило повысить эффективность использования урана.

Инновация РЕМИКС-топлива в том, что его получают из неразделённой смеси регенерированного урана и плутония, которая образуется при переработке отработанного ядерного топлива. В выделенную смесь добавляют небольшое количество обогащённого урана. Таким образом, имеющийся плутоний и невыгоревший уран используются вторично. При масштабном применении такого топлива на АЭС расход природного урана будет снижен.

Над проектом РЕМИКС-топлива работали такие авторитетные предприятия как Радиевый институт имени В.Г. Хлопина, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», ОКБ «Гидропресс», предприятия топливной компании «ТВЭЛ», концерн «Росэнергоатом» и другие. Всего в разработке проекта принимали участие свыше десяти предприятий отечественной атомной отрасли, а своё первое промышленное испытание инновационное топливо прошло именно на Балаковской АЭС.

Вывоз топлива – ещё безопаснее

АО «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» совместно с концерном «Росэнергоатом» завершили в 2017 году на Балаковской  АЭС «горячие» испытания транспортно-упаковочного контейнера для отработанного ядерного топлива. Контейнер 14-й серии ТУК-1410 пришёл процедуру сертификации:

– Испытания доказали, что расчётные параметры контейнера подтверждены и соответствуют действующим нормативам. После загрузки отработавшего ядерного топлива контейнер был дезактивирован, измерены его радиационные характеристики и температура на поверхности. Все параметры существенно ниже допустимых, что свидетельствует о высоких эксплуатационных характеристиках нового ТУКа», – прокомментировал итоги проведенных работ директор по проектам АО «ФЦЯРБ» Константин Твиленев.

Новый контейнер отличается от контейнера предыдущего поколения повышенной вместимостью и высокой технологичностью. В процессе его изготовления отказались от хромисто-никилевой стали и перешли на сплавы высокопрочного чугуна. Контейнер нового поколения хорошо отводит тепло от отработанных сборок, выдерживает значительные динамические воздействия, обладает высокими ядерными и радиационными защитными характеристиками. Это делает транспортировку отработанного ядерного топлива ещё более экологически безопасной для окружающей среды и обслуживающего персонала. Так охарактеризовал контейнер главный конструктор Анатолий Зубков.

При испытании нового контейнера коллектив Балаковской АЭС показал свой высокий профессионализм, а широкое применение подобных контейнеров в атомной отрасли даст возможность сотрудникам атомных станций тратить меньше времени на работу с отработанным ядерным топливом.

Вторая жизнь энергоблоков

Капитальный ремонт энергоблока № 1 стал важным событием в жизни Балаковской АЭС в 2018 году. А в рамках этого капитального ремонта главной технологической операцией стал восстановительный отжиг металлического корпуса реактора. Корпус реактора – это «сердце» энергоблока атомной станции. И от состояния корпуса ректора зависит срок службы энергоблока в целом. Отжиг корпуса реактора – уникальная отечественная технология, разработанная специалистами НИЦ «Курчатовский институт». Отжиг позволяет продлить срок эксплуатации реактора и энергоблока в целом.

Технология восстановительного отжига уже успешно использовалась на реакторах средней мощности атомных станций России и Европы, но на реакторе высокой мощности впервые в мире была применена на Балаковской АЭС.

Отжиг в цехе № 1, 2018 г.

Во время отжига реактор находился на своём штатном месте. Весь процесс контролировали сотрудники «Курчатовкого института», разработавшего эту технологию.

За период с 2015 по 2019 первые три энергоблока Балаковской АЭС получили лицензию на дальнейшую эксплуатацию. «Омоложение» и модернизация энергоблоков – важный этап работы АЭС и настоящий успех коллектива атомной станции, концерна «Росэнергоатом» и всех сопутствующих институтов и организаций. Сегодня Балаковская АЭС не только идёт в ногу со временем и мировыми стандартами, но и в испытании инноваций порой опережает их.

Ольга ТАТАРКИНА
№ 37 от 15 сентября 2020г.