Новости

Полгода в аду: Пелагея Ивановна Сорочинская рассказала о жизни в концлагере

Бывшая несовершеннолетняя узница фашистских концлагерей Пелагея Ивановна Сорочинская 29 января отметила 82-ой день рождения.

Поздравить именинницу пришли глава БМР Александр Соловьев, директор КЦСОН Балаковского района Александр Лисин, а также педагоги и ученики СОШ № 6.

Пелагея Ивановна родилась 29 января 1939 года в селе Радченское Богучарского района Воронежской области.

— Когда началась война, мне было два с половиной года. Родители работали в колхозе. В семье было семеро детей, но четверо из них до начала войны не дожили. Отец и старший брат, как и все мужчины села, ушли на фронт в июне 1941-го, — делится воспоминаниями Пелагея Ивановна. — Отец мой был тяжело ранен под Можайском. В августе 1941-го он погиб: поезд, в котором его в числе нескольких сотен раненых отправили в госпиталь на Урал, разбомбили немецкие самолёты. Никому спастись не удалось. Оставшиеся в селе женщины работали на земле без техники, тракторов не было. Весь урожай отправляли на фронт. В июне 1942 года в нашу деревню пришли немцы. Мама рассказывала мне, как фашисты сгоняли на площадь всех женщин, стариков, детей, и погнали на станцию Кантемировка, в 50 километрах от села. Стояла страшная жара, очень хотелось пить. Кто не успел обуться, шли босиком. Тех, кто не мог идти, фашисты убивали прямо на дороге. Детей несли на руках по очереди. На территории колхоза «Красный партизан» близ Кантемировской железнодорожной станции фашисты организовали концлагерь. С рассвета до поздней ночи сельчане и военнопленные рыли траншеи, работали в поле. Жили в бараках, голодали. Маленьких детей матери оставляли под нарами, старшие (5-6-летние) присматривали, чтобы малыши оттуда не вылезали. Иногда женщинам удавалось спрятать от конвоиров и принести детям с поля сырых картофелин или моркови. Каждый день кто-то из пленников умирал от непосильного труда, голода и болезней, кого-то фашисты «показательно» расстреливали.

Дождливой поздней осенью и в первые декабрьские морозы в лагере начался страшный мор, умирали и взрослые и дети. Немцы стали готовить пленных к отправке в Германию, но в декабре наши войска освободили всех, кто выжил. К исходу 19 декабря части генерала Полубоярова полностью освободили Кантемировку. 17-й танковый корпус, разгромивший под Кантемировкой крупные силы немецко-итальянских войск, получил почетное название «Кантемировского».

После освобождения Пелагея Ивановна жила в Радченском с матерью и сестрой. Старший брат вернулся в 1946 году инвалидом. Замуж Пелагея Ивановна вышла в 1959 году. Юрий Николаевич в то время проходил службу в армии и был направлен в Радченский колхоз на уборку картошки. В 1959 году семья перебралась в Балаково. Супруг работал на «Химволокно», а Пелагея Ивановна устроилась в детский сад воспитателем. В семье родились дочь Татьяна и сын Сергей, выросли 2 внука и 2 правнука.

С супругом Пелагея Ивановна прожила 37 лет, в 1996 году его не стало. Овдовев, Пелагея Ивановна проживает одна, но родные часто её навещают. Именинница поделилась, что любит вязать для своих правнучат пяти и тринадцати лет тёплые вещи. Несмотря на страшное военное детство, Пелагея Ивановна — удивительно добрый, общительный человек с лучезарной улыбкой. И, наверное, не случайно всю свою жизнь она посвятила воспитанию детей.

Back to top button